Публикация "Новой газеты" в предыдущем номере о стиле и методах советского командования в дни взятия Берлина подняла самый важный вопрос грядущей военной реформы - советскую традицию пренебрежения к человеку в армии. Странным образом годовщина победы над фашизмом совпала со стартом избирательной кампании, в которой дискуссия об армии стала рабочей темой всех без исключения претендентов на место в Думе. Она идет исключительно под знаком ошеломившей многих победы американцев над диктаторским режимом в Ираке. Но за сутки до Дня победы свою 55-ю годовщину отметило государство, история которого позволяет взглянуть на наши споры с другой высоты. Это Израиль. Полагаю, в дни нашего великого праздника предлагаемый читателям материал вполне уместен.
Странно читать мнения наших военных аналитиков до победы США над Ираком. Странно читать их после победы США над Ираком. О массовой профнепригодности наших действующих и отставных генералов, обильно удобривших своими предсказаниями отечественные СМИ в первые дни американской операции, сказано все. Но надо бы сказать и о компетентности большинства наших либеральных аналитиков, оживленно рассуждающих о российской военной реформе, в свете случившейся с Хусейном незадачи. На поверку разница между старыми ворчунами и молодыми насмешниками невелика: они равно приносят трезвый взгляд в жертву идеологии.
Я пишу в защиту человека на войне. Он и есть главный фактор и действующее лицо войны одновременно. Техника и военное искусство вторичны. Именно о человеке и не хотят вспоминать ни консерваторы в силу советской военной традиции, ни либералы из-за амбиций образованщины и привычной им снисходительности умничающего перед военными дуболомами гражданского. Между тем вся история, в том числе и недавняя, - сплошной пример того, что есть на войне нечто такое, что невозможно пощупать, но имеет решающее значение. То, что ломает все расчеты генеральных штабов и военных аналитиков. Военные, находящиеся куда ближе к смерти, чем гражданские, чувствуют эту мистическую субстанцию лучше. И даже дали ей в своем так называемом искусстве неуклюжее определение - "боевой дух".
На самом деле природа этого явления есть предмет изучения художественной литературы, поэзии или кино. Она не поддается оценке естественнонаучного инструментария, ибо коренится в психике солдат, офицеров и стоящего за ними народа. Все дискуссии о достоинствах наемной или профессиональной армии в свете истории бессмысленны. С античных времен народное ополчение сменялось профессионалами несколько раз с железной закономерностью. И снова вытесняло их на новом этапе. Ополчение греческих полисов переродилось в солдат на жаловании Александра, вольные английские стрелки уступили дорогу алчным ландскнехтам, но и им на смену пришли рекрутские наборы. Сегодня массовые мобилизационные армии все чаще сменяются наемными. В первую очередь это связано с окончанием холодной войны: крупнейшие страны отвергают саму возможность тотального побоища. И отказываются от массовых армий, на региональную войну целесообразней отправить небольшое профессиональное войско.
Начало | << | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | >>
|