НЕБЕЗОПАСНЫЕ СПЕЦСЛУЖБЫ
В разных странах спецслужбы занимаются одним и тем же. В демократических странах, где народовластие не пустой звук, спецслужбы занимаются охраной действующей Конституции и устраняют угрозы обществу. В тоталитарных - борьбой с политическими противниками существующего режима, клана, семьи, царствующего дома и так далее. К сожалению, российские спецслужбы пока тяготеют ко второму типу. Так считает бывший сотрудник ФСБ, Валерий Ширяев
Валерий Ширяев, заместитель директора по развитию «Новой газеты»
ОПРЕДЕЛЯЕМ УГРОЗЫ
Любая деятельность спецслужб начинается с целеполагания. Они никогда не создаются просто так. Обязательно должна быть названа главная угроза или ряд угроз. В демократических государствах их определение происходит по гласной процедуре, которая находится под контролем общества. В ней обязательно принимает участие специальная парламентская комиссия. В тоталитарных же государствах угрозы обозначаются правящим режимом: либо непосредственно его членами, либо высшими чиновниками этого режима. Отсюда вытекает главное различие между спецслужбами в тоталитарных государствах и в демократических – это распределение их бюджета.
Все угрозы американскому обществу, с которыми должно бороться сообщество спецслужб, можно найти на сайте Конгресса США. Год от года меняется их очередность и номенклатура. До событий 11 сентября на протяжении последних лет главными угрозами считались:
1) угроза генетическому фонду нации в лице расширяющегося наркотрафика и незаконного оборота наркотических веществ;
2) «беловоротничковая» преступность – термин, который упрощенно можно понимать как коррупцию в высших эшелонах власти;
3) «синеворотничковая» преступность – экономическая преступность на уровне среднего управленческого звена.
Комиссия Конгресса США в содружестве с мощными независимыми исследовательскими учреждениями и правительством ранжирует угрозы, руководствуясь специально разработанными методиками, в основе которых положен критерий ущерба, выраженный в долларах США. Борьба со шпионажем иностранных разведок находиться в конце первой десятки. Таков реальный ущерб, который, по мнению законодателей и высших иерархов ЦРУ и ФБР наносит иностранный шпионаж американской экономике! В общем, приоритетность угроз адекватно отражает те вещи, которых общество, в буквальном смысле, боится.
В зависимости от опасности идет распределение бюджетных средств. Например, если на повестке дня стоит борьба с наркотиками, то на нее из 120 млрд. долларов, выделяемых на обеспечение безопасности, идет 37 млрд. долларов. Далее каждая спецслужба получает из бюджета свой «кусок» на борьбу с наркотиками. Если они захотят потратить на это направление больше средств, забрав из другой части бюджета, для этого предусмотрена отдельная процедура.
В России распределение бюджетных средств спецслужбам осуществляется чисто по-советски. Парламент, выделяя деньги спецслужбам, голосует в слепую. Никто не знает, на что они потом тратятся. Распределение средств внутри сообщества происходит по остаточному принципу. Основные статьи расходов: зарплата, пайковые, премиальные, командировочные, по подразделениям. В 1999 году в подразделениях наружного наблюдения от недостатка средств было даже развёрнуто соцсоревнование по экономии горюче-смазочных материалов. Кто больше сэкономил, тот получил премию. В принципе, деньги могут перетекать куда угодно. Захотели генералы, построили дом для своих детей в престижном районе или обеспечили себя по полной программе автопарком. В то время как в каком-нибудь управлении на Северном Кавказе катастрофически может не хватать машин.
Начало | << | 1 | 2 | 3 | 4 | >>
|