Таким образом, работа спецслужб – это выбор между нарушением прав человека и ещё более худшим нарушением прав человека. Предотвращая, например, планируемое убийство или теракт, они нарушают права человека в меньшей степени с помощью прослушивания или, предположим, вскрытия их писем.
РЕФОРМА СПЕЦСЛУЖБ
Ни одна структура не может сама себя реформировать. Это закон управления. Если вы хотите понять, что у вас не так в бухгалтерии, вы нанимаете аудитора. Это верно и в отношении спецслужб, и в отношении армии. На сегодняшней военной реформе уже сейчас можно поставить крест, так как ее проводит само Министерство обороны. Эта реформа – дело чиновников, а не генералов. Министр Дмитрий Милютин, автор самой лучшей военной реформы в России, всё-таки не был чистым военным в момент ее разработки. Его реформа дала потрясающие результаты. Российской армии удалось, как горячий нож сквозь масло, дойти до Стамбула. Это сделала армия, которая за 20 лет до этого была с позором разгромлена в Севастополе.
Реформировать спецслужбы должен гражданский чиновник, понимающий управленец. Президент Путин, как и Борис Ельцин, не чурается использования спецслужб в качестве политического инструмента. Допуская такую практику, российские спецслужбы никогда выйдут на уровень работы спецслужб в демократических государствах.
В мире существует много государств, где спецслужбы решают политические задачи. Это полудемократические страны с патерналистским режимом. К ним можно отнести Парагвай, Индонезию, Филиппины, Нигерию. Свободный рынок в этих государствах находится под патронажем властвующего клана. По расчетам исследователей, в среднем такой режим может жить 25-30 лет. Ему на смену рано или поздно придет более демократический строй.
В мировой практике есть удачные прецеденты реформирования спецслужб, которые имели место в Польше, Чехии, Литве. Эти страны совсем недавно были, что называется в одной корзине с нами. Если же вы сейчас посмотрите, как формируется бюджет спецслужб в польском или литовском сейме, то поймете, что России до этого еще расти и расти.
О МЕНТАЛИТЕТЕ
Ещё очень большая проблема – состояние умов нашего народа. Люди склонны верить в простые силовые решения. Сплошь и рядом считается, что если сегодня кому-нибудь дадут по морде, то завтра сразу жизнь может наладиться. Объяснять народу, что работа спецслужб – это длительная, нудная, тяжёлая работа по созданию агентурной сети, изобличению преступников, сбору улик, бесполезно. Им это не интересно. Работа спецслужб у них ассоциируется с простым ударным механизмом, дубиной.
Провели налет на офис богатого человека – наши ребята! Или, предположим, в Чечне провели спецоперацию, вот это – спецслужбы! Тайная рутинная деятельность спецслужб, не выгодна с точки зрения PR. Народ ждёт именно таких простых решений. Он абсолютно не против того, чтобы спецслужбы использовать как политический инструмент. Подавляющее большинство, как я понимаю, только «за». Я думаю, что каких-то настоящих изменений в работе спецслужб не произойдет до тех пор, пока не изменятся сами люди.
16.10.2003
Начало | << | 1 | 2 | 3 | 4 | >>
|