Наша политика по этому вопросу такова. Все, что находят в наших музеях или любых других местах из того, что было когда-либо вывезено нелегально из России, возвращается немедленно и без оговорок. Но перспектива окончания, то есть действие, после которого будет поставлена конечная точка, о которой вы спрашивали, существует. После чего будет закрыт вопрос о реституции.
- Существует понятие «исторической памяти». Оно связано с вопросом этнической самоидентификации. Что, на Ваш взгляд, заложено в историческую память Вашего поколения? Что вспоминает Ваше поколение, когда говорит «мы - немцы»?
- Если вы опросите мое поколение, то получите огромное разнообразие в ответах. Что касается меня, то огромный след во мне оставило бегство из Силезии в Западную Германию. Была такая ситуация, когда к нашему дому подошли американские танки. Это тоже очень запомнилось. А потом я сам, будучи студентом, переживал процесс европейского единения. И можно сказать, что мое поколение испытывает одно огромное желание: чтобы не было больше войны, и мы жили в мире со своими соседями. Это одна из причин, заставляющая немцев очень медлить, когда вопрос стоит о применении военной силы.
На прошлой неделе директор одной библиотеки в Екатеринбурге подарил мне небольшой сборник стихов Гете. На одной странице на русском, на другой - на немецком. Та книга меня очень взволновала. Так что определяет нашу нацию? В очень большой степени это культура. Я счастлив, что этот год является годом российской культуры в Германии, а будущий будет годом немецкой культуры в России. Но и когда я держу в руках бокал немецкого рислинга, я тоже испытываю схожее чувство гордости и радости.
- Существует ли цитата из какого-либо русского писателя, поэта, крылатое выражение, русская поговорка, которая близка Вам по ощущению мира? Или просто интересна?
- Есть одна фраза, которая меня постоянно занимает: «Умом Россию не понять». Я задаюсь вопросом, действительно ли Россия такая огромная тайна, что сами русские не могут подобрать к ней ключа? Или же это является такой уловкой, чтобы не додумать мысль до конца? Ведь эта формулировка предполагает, что в одной ситуации можно дать один ответ на вопрос, а в другой ситуации – совершенно другой. Но я знаю, что в любом случае надо стараться отвечать на все вопросы. Это на самом деле не специфически русская вещь. Она существует и у других народов.
А вот фильм, который мне понравился больше других – «Первый учитель». Это прелестный фильм. У меня есть целая фильмотека, целый ящик классических русских фильмов.
Беседовал Валерий ШИРЯЕВ
Начало | << | 1 | 2 | 3 | >>
|