Все остальные известные организации, в том числе ХАМАС, ИРА, ЭТА или «Хезб-е Аллах», как ранее «Черный сентябрь», группа Абу Нидаля, эсеры или «Народная воля», являются выразителями массовых настроений своего общества, имеют политические структуры и пользуются широкой, хотя и негласной поддержкой населения. Даже политизированный «Сендеро Луминосо» в Латинской Америке представляет интересы индейских районов и в кадровом отношении и в террористической практике. Занятно, что чисто террористические, «умствующие» организации – почти сплошь порождение Европы.
6. Исследования показали, что почти все современные организации, практикующие террор, действуют в условиях острейших этнических конфликтов. Иногда неявных, но всегда не имеющих исторических перспектив своего разрешения. Их подавляющее большинство. Они субъекты исторического противостояния этносов.
Армянская секретная армия освобождения Армении, ряд курдских боевых организаций, все политизированные банды Бенгалии и Пенджаба, исламские сепаратисты на Филиппинах и католические на Корсике, абсолютно все палестинские и подобные им европейские организации хотят одного – куска земли, ныне полностью или частично занятого народом, который они ненавидят. В этой связи принятая в СССР политика «дружбы народов» вовсе не кажется мне глупостью коммунистических чиновников.
Некоторые считают, что начался конфликт христианского и исламского миров. Не надо забывать – полпредом Запада в этой войне выступает Израиль, находящийся с арабами в банальной, хотя и исторической сваре из-за территории.
7. Нехитрый подсчет показывает, что срок жизни террористических структур от политики – годы (таких организаций единицы), возросших на дрожжах этнического конфликта – десятилетия (этих десятки). Исключений история почти не знает. Так что надо настраиваться на борьбу «в долгую». Этнические конфликты, как и вооруженные движения за национальную независимость, случается, сходят на нет под влиянием политических изменений и исчезновения социальной базы поддержки.
Из всего этого следует, что нынешний всплеск терроризма по природе своей вовсе не уникален. Его мощь объясняется лишь пассионарным взрывом, вздыбившим Ближний и Средний Восток грандиозными переменами, да страшными возможностями, которые подарила террористам современная индустриальная инфраструктура.
Нельзя считать, что продуманное, систематическое отсечение всех возможных связей Запада и Востока уменьшит на землях восточнее Кипра количество людей, видящих в Западе виновника своих бед. Помочь может лишь глобальное изменение мировой политики и нудное, рутинное, с позиций силы разрешение всех периферийных этнических конфликтов. Именно они станут бичом наступившего века.
Приведенные мной взгляды не несут в себе захватывающих парадоксальных сравнений. Они скучны. Но событий, в том числе в оперативной практике, которые их трансформируют, пока на земле не зафиксировано.
Начало | << | 1 | 2 | 3 | >>
|