По современной морской международной терминологии яхтой называется любое судно, предназначенное для спорта и отдыха. Есть еще узкоспециальный термин «мегаяхта» – судно от 72 футов (24 м). Все.
В современной России это размытое определение совершенно недостаточно. Исторически у нас личные суда, даже когда они предназначались исключительно для спорта и отдыха, делили на лодки, катера, яхты парусные, яхты моторные (и никогда эти словосочетания не разрывались), пароходы и лайнеры. Я пишу не о временах СССР, так было с середины XIX века.
Мы не в терпимой Европе живем, мы многое помним. Мы знаем, кто и что имел всего 15 лет назад. И тут никому не надо объяснять, какие действия десять лет назад совершил владелец, если сегодня его корабль не влезает в шлюз и не проходит под мостом.
Как видим, распространенное прежде деление четко определяло статус судна и владельца. То, что «яхта», это лукавое современное обобщение, вошло ныне в широкий обиход, говорит о многом. Оно устраивает чиновников, объединяя их со спортсменами. Но есть и другая сторона: неясность термина как бы приближает, например, самолюбивого пайщика оптового рынка к мировой финансово-промышленной элите. И тот небрежно роняет пару слов о своей яхте, не уточняя длину и место стоянки.
Начиналось с тяжелых золотых цепей, которые полагались всем мужчинам, решившим вырваться со дна. Позднее, захлестнувший Москву и перекинувшийся в крупнейшие города культ потребления заставил своих рабов искать адекватные новому богатству атрибуты. А что мы могли выбрать, 70 лет не имея ничего? Мы могли листать западные журналы и смотреть западные фильмы.
Яхта стала символом богатства и успеха естественно. Дома и машины были у всех, а вот этого не было. И первые дорогие суда завозились сюда со словами: «Чтобы пацаны посмотрели!»
Пацаны по большей части перевелись, пришли «топ-менеджеры, профессионалы управления», государственные чиновники, государственные депутаты, их ближайшие друзья и родственники. Пришел Путин с друзьями и друзьями друзей. А мотив неизменен: «Пусть посмотрят!»
Это привело к диким, с точки зрения западных яхтсменов (с которых и брали пример) явлениям. Не умея и не желая понять природу яхтинга – спорт, любовь к морю и ветру – новые русские стали завозить на московские водохранилища морские и даже океанские суда. Встречаются экземпляры по 12 млн. евро и выше.
Для таких Пестовское водохранилище даже не лужа – рюмка. Два дизеля Volvo по 350 л. с. с турбонаддувом бросают их (иначе и не скажешь) на противоположный берег в считанные секунды.
В регионе, где навигация хорошо, если длится 4 месяца, зимуют материальные фонды, корпуса которых не рассчитаны на московские холода. Постепенно они покрываются микротрещинами. И скоро в России возникнет крупнейший рынок подержанных и аварийных судов представительского класса.
Понятия не имея, какую радость отдает корабль настоящему яхтсмену, хозяева ставят их на стоянки с безумными ценами. Лодка в 30 футов обходится на Средиземном море рачительному хозяину в $ 100 в месяц при полном уходе от персонала марины (стоянки). В затоне у Долгопрудного с той же лодки берут $ 500 просто за причал.
Начало | << | 1 | 2 | 3 | >>
|