Русская Византия

Так называемое оперативное искусство являет собой свод правил, методов, навыков и приемов для скрытного получения и анализа информации по интересующему вопросу в условиях противодействия. Оно преподается в учебных заведениях специальных служб всего мира и является прямым наследником дворцовой интриги. Как и интрига, оно предполагает разгадывание замыслов противника и союзника, побуждение их к действиям, выгодным вам, управление ходом событий через тайных сторонников и много чего еще. Но краеугольным камнем этой области человеческой деятельности остается сбор и оценка информации для принятия правильных решений.

Наш президент тоже всему этому учился в учебном заведении разведки и, если верить придворным биографам (уже начинается интрига!) двоечникам не был. Он знает, что по конкретному вопросу информация должна поступить от трех независимых источников и предварительно принять меры, чтобы исключить их сговор, если они друг друга знают. А наши чиновники друг друга знают всегда, хотя и нечасто вступают в сговор, так как преследуют свои личные интересы. То есть сами являются противниками.

Президент должен различать устные и письменные сообщения (записки, отчеты и т.д.) своего окружения по важности, срочности, достоверности источника (это основа интриги), полноте сообщения (умолчание – вид дезинформации). И если оценочная работа поставлена хорошо, вопиющих случаев вроде тех, что случились в Австрии или при катастрофе «Курска», быть не должно. Даже, несмотря на то, что Россия наряду с Китаем, несомненно, является ведущим мировым центром в области придворной интриги. Во многом благодаря своей Конституции, оставляющей решение самых важных вопросов на единоличное усмотрение президента.

Просто сбор информации из разных источников мало что дает, если источники относятся к разным сферам. Что может сказать президенту начальник «Газпрома» или МПС о готовящейся продаже истребителей в Австрию? Особенно, если Клебанов звонил австрийцам лично, один раз и никаких бумаг не оставил? Таким образом, любой глава государства с могучей бюрократией должен иметь несколько (лучше дюжину) независимых источников во всех важнейших министерствах. И следить, чтобы они не вошли в сговор, регулярно проверять их на надежность и достоверность информации. Да еще обеспечивать их прямыми каналами связи с собой, дабы оперативно реагировать, пока поезд не ушел.

Чтобы про бездействие Иванова на Северном флоте вовремя доложил анти-Иванов из Генштаба или его заместитель. А заместитель Устинова мог бы тайно рассказать, что Платон Лебедев никуда не бегал и никого не убивал. Так и представляешь себе обширное оперативное хозяйство старшего оперуполномоченного Владимира Путина, с подшитым компроматом на перспективные объекты вербовки и томами итоговых справок по проверке источников.

В беседах с журналистами и публичными политиками Запада эти навыки президента замечали уже не раз. Известно и то, что при прочих равных, на посты назначают людей, имеющих в прошлом много грехов. Вплоть до преступлений. Но, похоже, что большинство наших чиновников выступают перед такими попытками вербовки единым строем, спаянные корпоративным интересом под лозунгом: «Президенты приходят и уходят, а чиновники остаются». Действительно, вовремя узнать у Устинова или Квашнина правду – это вам не Доренко вербовать. До тех пор, пока в России не появится реальная политическая конкуренция с публичной борьбой, ее президенты будут барахтаться в болоте малодостоверной опоздавшей информации. Даже разведчики.

Валерий ШИРЯЕВ

13.10.2003



« в начало

Создание сайта
Алгософт