Год службы

Доныне официальная субординация в армии строится по схеме ефрейтор (мифический командир) - младший сержант - сержант - старший сержант - старшина (очень редкий случай). Жизнь противопоставила им свою систему: "дух" или "салага" (до 6 месяцев службы) - "молодой" или "шнурок" (до года) - "черпак" (до полутора лет, имеет право бить младших, в том числе и сержантов по заднице в наказание за провинности) - "дед" или "дембель" (после полутора лет). Сержант выходит из учебки через полгода, то есть сразу "шнурком" и его распоряжения могут свободно игнорировать "черпаки" и "дембеля". То есть половина личного состава. Но и молодыми солдатами он может командовать, только если его приказы не входят в противоречие с распоряжениями старослужащих. Обычно они не идут дальше бытового обслуживания, но по очередности исполнения имеют безусловный приоритет.

С 2008 года, по плану министра Иванова, старослужащими станут уже "черпаки". И сержант, выйдя из учебки, тоже окажется с ними в одном статусе. Тут-то и начнется главная битва. Сержант не имеющий еще никакого опыта и авторитета в подразделении должен будет с ходу доказать свое право отдавать приказы на виду у самоустранившихся офицеров. И не один солдатский сортир наполнится еще сержантскими зубами и "дембельской" кровью. При прочих равных сокращение срока службы никак не устраняет рабское противостояние в казарме.

С конца семидесятых положение осложнилось еще больше. Пытаясь спастись от гнета диких обычаев, солдаты стали объединяться в неформальные земляческие общины. Там власть тоже передавалась по принципу дедовщины, но молодые были гарантированы от гнета стариков чужой крови и вероисповедания. То есть теперь только призвавшийся в армию ингуш мог спокойно плевать на приказы сержанта-славянина. А татарин на ингуша, если у него находилось достаточно земляков. Быстро набрав силу, землячества стали спорить за право командования на территориях частей. Начались массовые побоища. Россия унаследовала от СССР эту систему в полном объеме и последние годы она выходит на первое место среди других проблем, о которых министр обороны не сказал мне ни слова.

Кем придет мой сын в такую армию? Сержантом, пытающимся установить баланс отношений с дедами? Или младшим членом маленького московского землячества, хранящим ножку от табурета под подушкой и готовым под боевой клич посреди ночи дробить черепа чужаков, отнимающих его посылки, деньги и сигареты? Я хотел бы услышать, когда в нашей армии появится полноценный профессиональный унтер-офицерский корпус. И когда рука, поднятая на сержанта по всей России, будет останавливаться не устным порицанием, а двумя годами тюрьмы. А пока что у меня на сына свои планы.

Валерий ШИРЯЕВ

04.06.2004



Начало | << | 1 | 2 | >>

« в начало

Создание сайта
Алгософт